Рекламный баннер 990x90px ban1
81.56
93.17

Июньский пост перед Петром и Павлом назывался на Брянщине «Пятроўка». Этот пост совместно со спасовским...

постом перед Успеньем в народе характеризовался так: «Пятроўка — галадоўка, Спасаўка — ласаўка».

Голодовка — это действительно так. Ещё с Великого поста бабы жаловались, что «нѝ с чым к пеццы прыступицца: усё бульба, да бульба, да и тая нищимная», но дальше — ещё хуже. Вскоре после Пасхи «и бульбу прыкончили, а што засталась — то пасеяли». В погребе — ни бураков, ни капусты, и потому и борщу не с чего варить. «А ну, зирнем у клець, ци нима там чаго?» — «У дзежку с крупамы шкраб увалиўся (когда в пустую дежку опустить руку или посуду, то она поскребет дно, — "шкрабня"), а у бочку с аржаной мукой и дауно». Значит, за провизией ни в погреб, ни в амбар не ходи. Взамен всего весной вырастает щавель на лугах, его-то и варят в соленой воде и «затаукаюць крошкой сала, а у кого сала нема — зибиляюць малаком» — это и есть борщ, безвкусная похлебка. Но без этой «за̀пиуки» сухой хлеб жевать было бы неприглядно, а тут «сербанешь цёплаго, и на жываце якась удабней становицца».
Когда же наступала Петровка, то провиант еще сокращался, и оставался один щавель, который «хоць и атварыць, и будзье йон цёпленёк», но заправить ни салом, ни молоком нельзя, «затым, што грех, тольки жыды да паны едзяць у пост скаромная». И вот для этого у крестьян с марта-месяца в погребе был заготовлен березовый квас. К этому времени вырастала на грядах лабода, которую тоже отваривали, разбавляли березовым квасом, и тогда получался холодец, благо на дворе довольно жарко, а потому уже «халодная якась приятней на живаце». И вот изо дня в день всю Петровку — хлеб и холодец, холодец и хлеб. Единственной доступной приправой к такой лабоде с квасом мог бы служить лук зеленый, но на глинистой почвой корнеплодные растения плохо родили, и потому из баб только кое-кто садил лук, и то в таком малом количестве, что его как любимое лакомство сейчас же дети — и свои, и чужие — повытаскивали и поедали.
Ну как тут при такой скудости не залезть в чужой лес и не надрать хоть лык на покупку съестного для подкрепления. Вот, дождавшись базарного дня, и «павёз йон поў воза лазы и дзесяць коп лык. То-то гостинцев в двор навёз! Акрамя аржанай муки яще целый пук зялёныя цыбули. Во натаўкли бабы перъяу, трохи пасалили, да и ели уси с хлебам, так смашна, што ажны за вушамы трящыць. Яще привез три хунты пшана, то уж дли дзицёнка, а яще ж дисятак таранак купиу». И вот поэтому варится борщ из той же лабоды и квасу, и на ведерный горшок расталкивается одна полуторакопеечная рыбка. «Ядзяць и спасибкаюць, во слава Богу хоть трохи живот папарыць, а то усё йетый халадзец, да халадзец» (цит. по: М. Н. Косич, «Литвины-белорусы Черниговской губернии, их быт и песни», С.-Петербург, 1902 г.). Бабы в Петровку заготавливали сухой соленый сыр к Маслянке, складывали его в дежку и сверху, во избежание плесени, заливали маслом в палец толщиной. Которая же из них могла собрать «трохи маслячка», то опять-таки «ни для свайой души», а скорей его свеженьким «прадасць ци панам, ци жидам, да й хлебца купя».
Оттого-то в Петровку мало и песен слышалось, разве какой-нибудь подросток с юной радости затягивал песенку, рвавши щавель, да скоро и затихал.
На Петра и Павла — «разговены». Говядины за неимением таковой не полагалось, разве у кого курочка «ильлецца» (т. е. несет жировые яйца), тогда зарежут ее; разговлялись же больше «кароўным», т. е. молочным.
В этот день с каждого двора несли пастуху кувшин молока и «на̀вадзень» хлеба в то время, когда он возле своей хаты начинал трубить в трубу из бересты.
Видеофрагменты посвящены сохранившейся традиции празднования Петрова дня в Унечском районе Брянской области.2:201:37
78781

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы