"Легендарная" усадьба первого министра просвещения России графа Петра Васильевича Завадовского в селе Ляличи Суражского района Брянской области является не только уникальным историко-архитектурным памятником федерального значения, но и одним из выдающихся шедевров мировой архитектуры XVIII-XIX веков.
Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) - один из просвещеннейших людей своего времени, государственный деятель Российской Империи, сенатор, первый министр просвещения родился в селе Красновичи Стародубского полка (ныне - Унечский район Брянской области). Он происходил из древнего польского дворянского рода Завадовских, принявшего русское подданство в начале XVII столетия. О факте польского происхождения этого рода красноречиво свидетельствует его герб, на котором изображена сидящая прямо девица, одетая в царскую корону и держащая руки распростертыми наподобие креста. По наиболее распространенной исторической версии, происхождение этого геральдического символа уходит своими корнями в Англию, один из королей которой, оставив после своей смерти сына и дочь, первому завещал свое недвижимое имение, а второй - движимое имущество. Приближенные к новому королю люди посоветовали ему убить свою сестру, чтобы она не вывезла за границу отцовского наследия. Брат решил отдать девушку на съедение медведям, посадив её в медвежью берлогу, но "не только медведь ей ничего не сделал, напротив, она обуздала его своим поясом и выехала на нем". Брат увидел это, счел за проявление чуда и выдал ее за лотарингского князя. В память об этом событии потомками этой девушки был описан герб рода. Спустя некоторое время потомки переехали жить в Богемию (ныне территория Чешской Республики), а оттуда в Польшу.
Грандиозный архитектурно-художественный ансамбль, спроектированный выдающимся зодчим итальянского происхождения Джакомо Кваренги, вот уже не один век притягивает не только брянских историков, краеведов, музейных работников, экскурсоводов, но и любителей старины со всех уголков России и зарубежных стран.
Это был изумительный по красоте и гармонии ансамбль своего времени - Екатеринодар , здания которого, выдержанные в стиле зрелого классицизма, органически вписывались в окружающий пейзаж . В 1790-1795 годах был возведён трёхэтажный дом-дворец, многочисленные хозяйственные помещения, в 1793-1797 годах построена церковь Св. Екатерины, разбит парк с английским садом, созданы озёра с живописными островами. К сожалению, время вкупе с отсутствием ухода за постройками усадьбы сделали своё черное дело: в наши дни от былого великолепия не осталось практически ничего. Большой дом-дворец – в руинах, парк – зарос бурьяном. Более-менее сохранилась лишь церковь Св. Екатерины.
Несомненно, сложно недооценить ту масштабность и размах с которыми строился Ляличский дворцово-парковый ансамбль в конце XVIII века. В свете этого невольно рождается мысль о высокой ценности материальной культуры прошлых эпох в контексте необходимости восстановления памятников истории и архитектуры.
Безусловно, надо понимать, что в конце XVIII века данный проект требовал помимо материальных затрат, еще и колоссального ручного труда - как крепостных крестьян, так и наемных специалистов. Следует отметить, что кирпич для строительства усадебного комплекса доставлялся из Мглина (более 20 км от Ляличей) крепостными.
Существуют различные версии относительно технологии строительства и доставки строительных материалов к месту будущей усадьбы. По одной из них, кирпичи для возведения стен и перекрытий передавались "из рук в руки" до места непосредственной стройки. По другой версии, которая, по мнению автора, больше претендует на истину, кирпич изготавливался недалеко от усадьбы в специально сооруженных печах. Поскольку усадьба возводилась еще до появления цемента (а в России его стали производить только в начале XIX века), прочность кладки, которую можно наблюдать и по сей день, обеспечивалась добавлением в раствор яичных желтков.
Желанное имение было даровано П.В. Завадовскому в 1775 г. государыней императрицей Екатериной II за заслуги в русско-турецкой войне, о чем хлопотал сам фельдмаршал П.А. Румянцев .
В силу того факта, что П.В. Завадовский был уроженцем соседнего с Ляличами села Красновичи в 6-м поколении , выбор на первое пал неслучайно. Размеры имения составляли около 40 тыс. десятин земли, дарованной с 2,5 тыс. душ крепостных крестьян.
Для того, чтобы читатель мог мысленно перенестись в конец XVIII века и представить себе масштаб усадьбы графа П.А. Завадовского в Ляличах, приведем примеры других усадеб Российской империи того времени, принадлежавших людям и соратникам его круга.
Под последнюю вполне подходит усадьба князя Г.А. Потемкина-Таврического (1739-1791) в с. Покровское Смоленской области, являющаяся выдающимся памятником классицизма с представительной внешней композицией и богатой внутренней художественной отделкой (см. рис.1 в Прил.).
Готовясь к приезду императрицы, князь решил возвести помпезный дворец и принять в нем Екатерину II. Строил его предположительно известный архитектор И.Е. Старов в период с 1785 по 1786 г. Дворец поражал своим великолепием: трехэтажный, с красивой ротондой, на крыше которой в сумерках зажигались большие фонари. Сложенный из большемерного кирпича, дворец имел 60 комнат с расписными стенами. Но, увы, императрица проехала мимо и не заехала в Покровское. Постепенно роскошный дворец ветшал. В 1918 г. он был национализирован, а в 1920-е гг. сгорел. Так исчез один из красивейших дворцов бывшей Смоленской губернии. Не осталось даже руин...
Еще одним примером прекрасного образца дворцово-паркового искусства начала XIX века может служить имение графов Гудовичей в Ивайтенках (ныне - с. Старые Ивайтенки Унечского района Брянской области) - фаворитов Петра III и Павла Петровича . Сегодня облик усадьбы, разграбленной и уничтоженной в первые десятилетия советской власти, известен нам по ряду документов. К таковым, например, можно отнести записки немецкого врача и путешественника Отто фон Гуна, в которых он живописнейшим образом описывает весь садово-парковый ансамбль имения. До наших дней от величественной прежде усадьбы сохранились лишь остатки сиреневой аллеи, которая когда-то спускалась от оранжерей к пруду.
На рубеже XVIII - XIX вв. в Малороссийской губернии параллельно с Ляличами строились такие крупные архитектурные ансамбли, как, например, Гетманский дворец К.Г. Разумовского в Почепе (60-е гг. XIX в.) архитектора Жана Батиста Мишеля Валлена-Деламота (1729-1800), . Среди других известных работ этого архитектора значатся Гостиный двор на Невском проспекте Петербурга, здание Малого Эрмитажа . Также сюда можно отнести усадьбу княжны Воейковой в Комаричах (ныне п. Лопандино Лопандинского сельского поселения Комаричского района Брянской области), строительство и расцвет которой пришлись на конец XIX века. К сожалению, до наших дней большинство из этих памятников дворянской усадебной культуры дошло в сильно заброшенном состоянии.
Итак, мы видим, что в это же время на территории соседних губерний возводились похожие по своей красоте усадьбы, но дворец в Ляличах остается на особом счету. Почему же?
Стоит сказать, что стиль и грандиозность постройки, как это часто бывает в истории, определил случай.
Как-то граф П.В. Завадовский присутствовал на обсуждении проекта здания Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге, автором которого являлся уже известный на тот момент зодчий итальянского происхождения Джакомо Кваренги. В 1779 г. он был приглашен в Россию, где впоследствии приобрел свою вторую родину и воплотил в реальность свой высокохудожественный талант.
Стоит напомнить, что на тот момент Россия на протяжении 11 лет практически без перерывов вела военные действия с Османской Империей. Для обеспечения их финансовой поддержки использовались металлические деньги, серебряные монеты, но по мере все большего вовлечения страны в войну, серебра в казне становилось все меньше, что скоро привело к его острой нехватке, да и обращение большого количества металлических денег само по себе доставляло массу неудобств. Таким образом, по примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных банкнот - ассигнаций. Для этих целей в 1769 г. был основан Ассигнационный банк, строительство которого продолжалось 7 лет - с 1783 по 1790 г. (ныне - Садовая ул., д.21 в Санкт-Петербурге). Стоит взглянуть и оценить, насколько сильным является архитектурное сходство обоих проектов: здания Ассигнационного банка и дворца в Ляличах.
Граф настолько был впечатлен проектом и красотой набросков именитого архитектора, что сама императрица Екатерина II, увидев это, предложила ему свое содействие в строительстве имения для личного пользования. На это граф ответил буквально следующее: "В сих хоромах, матушка, вороны будут летать", указывая на тот факт, что данная постройка будет слишком велика для холостяцкого жилья. Однако императрица настояла на своем и по преданию собственноручно вносила изменения в наброски архитектора и принимала непосредственное участие в создании очередного шедевра Дж. Кваренги.
В свете этих фактов и "фатального" указания графом на "хоромы" и "воронов", невольно напрашивается аллегория, переносящая нас из XVIII-XIX веков, приходящихся на расцвет усадебного комплекса, в век XX, а затем и современное время, когда мы наблюдаем практически полное запустение некогда былого величества и могущества Ляличского ансамбля.
Возвращаясь к описанию структуры дворцово-паркового ансамбля в Ляличах, упомянем о большой липовой аллее, протянувшейся от р. Ипуть до церкви Св. Екатерины и встречавшей каждого, кто прибывал в усадьбу. От центральной аллеи ответвлялась вторая, перпендикулярная ей, которая вела к центральным воротам усадьбы и главному дворцу.
Дворец представлял собой центральное здание с двумя флигелями, которые соединялись между собой полукруглыми одноэтажными крыльями галерей. Главный корпус дворца был трехэтажным. Дом имел два парадных входа: со стороны дворца и со стороны парка. Оба фасада были оформлены портиками из шести колонн и фронтонами. Центральные фасады, как и боковые, украшали лоджии на уровне второго этажа. Крышу венчал купол, через четыре окна которого щедро лился свет в центральную залу дворца. Фасады всех частей дома отличались строгостью форм и сдержанностью декора. Несмотря на тот факт, что внешнее убранство дворца отличалось некой выдержанностью и лаконичностью, внутреннее наполнение практически "кричало" о своем величии и безудержной помпезной роскоши . По одной из многочисленных легенд в здании находилось около 365 комнат - по числу дней в году. Ежедневно одну из них готовили к приему Екатерины II.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: